|
МОНАСТЫРЬ
КСЕНОФОНТ23 апреля (6 мая) -
великомученика Георгия Победоносца -
престольный праздник
Ксенофонтов монастырь стоит на пологой
возвышенности у моря между Дохиаровым и
Свято-Пантелеимоновым монастырями.
Согласно традиции, этот монастырь основан в X
веке Преподобным Ксенофонтом, от которого и
получил свое название. Этот святой упоминается в
житии основателя Лавры Афанасия Афонского: он
исцелил в Милопотаме брата Афанасия Феодора.
Легенды отождествляют этого преподобного
святого с сенатором Ксенофонтом, который жил в
начале VI века, и гласят, что он построил церквушку
Святого Димитрия. В исторических текстах
монастырь упомянут впервые в годы императора
Никифора III Вотаниата. В одном из актов прота (1083)
сообщается, что в монастырь прибыл великий
друнгарий (флотоводец) Никифора Стефан, который
стал здесь монахом и настоятелем, приняв имя
Симеон, и позаботился о реконструкции и
расширении монастыря, опираясь на собственные
средства и помощь императора. Известно также, что
в это время и позднее Ксенофонтову монастырю был
передан ряд подворий на территории Афона и за ее
пределами. Таким образом, можно предполагать, что
монастырь в целом процветал вплоть до взятия
Константинополя турками и окончательного
порабощения ими Византии: в Третьем Уставе
Святой Горы он занимает восьмое место в иерархии
монастырей.
Последующая история Ксенофонтова монастыря не
отличается особо от истории других монастырей
Здесь также имели место разрушения в результате
пиратских и иного рода набегов и последующие
восстановления и реконструкции при поддержке
главным образом византийских императоров, а с XVI
века правителей придунайских княжеств и других
лиц: все они оказывали монастырю всевозможные
благодеяния и подносили разного рода дары.
Ксенофонтов монастырь - первый из монастырей,
который после установления идиоритмического
образа жизни на всем Афоне возвратился к
общежительному образу в соответствии с грамотой
патриарха Гавриила IV (1784). Важную роль в этой
перемене сыграл кавсокаливский иеромонах и
первый настоятель монастыря Паисий из Митилены,
который также реконструировал и расширил
монастырь. В этих действиях значительную помощь
оказали ему деятельный ризничий Константин и
архимандрит Захарий, совершивший ради этого
поездку по разным странам и собравший
значительную денежную сумму. В начале XIX века (1817)
в результате пожара сгорела значительная часть
монастыря, а также многие старинные документы.
Однако вскоре монастырь был восстановлен и
расширен, на сей раз за счет бывшего митрополита
Самаковского Филофея, который покинул свою
епископию и остаток жизни провел монахом
Ксенофонтова монастыря. Его дело продолжил
настоятель монастыря Никифор из Кимы на Эвбее.
Новый собор был построен в 1809-1819 годах на
средства вышеупомянутого Филофея и находится в
северной части монастырской территории. Это
величественный и очень просторный (самый крупный
из греческих соборов на Афоне) собор с мраморным
иконостасом, который выделяется своей
планировкой и полихромией использованных
материалов.
То же можно сказать и о современной иконостасу
Святой Трапезе. Фресок в соборе нет, если не
считать нескольких более поздних в професис и в
литийном притворе, однако здесь находятся две
большие и очень ценные мозаичные иконы Святых
Георгия и Димитрия. Кроме того, в правом клиросе
находится ряд икон Моления и двенадцати
апостолов, которые, по всей вероятности,
находились ранее в иконостасе какой-то часовни и
датируются концом XVI века. Кроме нового собора,
сохранился также старый, который находится в
нескольких метрах от входа в монастырь. Нартекс
его соединен с западной стороной келий и
трапезной. Его замечательные фрески созданы
критским живописцем Антонием (1544). После них были
созданы фрески литийного притвора (1564), а под
конец и наружного нартекса (1637). В правой части
алтаря находится небольшая часовня Святого
Димитрия, которая считается самой ранней
постройкой монастыря. Резной деревянный
иконостас храма датируется XVII веком и отличается
богатством и изяществом своего декора из
растительных мотивов и арочными рамками икон. О
раннем времени создания этого иконостаса
свидетельствуют, кроме прочих элементов, также
схематичность изображений и почти
рельефно-плоскостная техника его исполнения.
Кроме двух соборов монастырь располагает также 19
часовнями как на своей территории, так и за ее
пределами в различных экзартимах. На территории
монастыря находятся следующие 11 часовен, четыре
из которых расписаны фресками, а прочие нет:
Святой Евфимии, Святых Бессребреников, Успения
Богородицы и Святого Иоанна Богослова, Святого
Лазаря и Святого Димитрия в старом соборе, а
также Святого Стефана, Введения во храм
Пресвятой Богородицы, Святых Апостолов, Святого
Нектария и Святой Троицы в разных частях
монастыря. Кроме того, монастырю принадлежит
келья Святого Андрея в Карее, являющаяся его
представительством.
Как было сказано выше, к наружному нартексу
старого собора примыкает монастырская трапезная
с фресками опять-таки XVI века (1575), которые
сохранились с рядом позднейших дорисовок.
Наконец, упомянем фиал водосвятия рядом с новым
собором (1908), звонницу (1814) и две башни - Святых
Апостолов и Святого Стефана.
Из старинных регалий монастыря особого внимания
заслуживают две упомянутые выше мозаичные иконы
в соборе, небольшая стеатитовая иконка очень
редкая в своем роде (с изображением
Преображения), часть Животворящего Древа,
драгоценные ковчеги с частями мощей многих
святых, священные ризы, церковная утварь и
некоторые другие предметы.
Очень хорошо организованная монастырская
библиотека располагается в безопасном помещении
на юго-западной стороне и содержит около 600
рукописей, 8 из которых пергаментные. Кроме того,
здесь хранятся 2 литургических (пергаментных)
свитка, турецкие печати и разного рода документы,
а также более 7.000 печатных книг.
Ксенофонтову монастырю принадлежит
Благовещенский скит, который находится на
расстоянии около 1 часа ходьбы восточнее, на
зеленом склоне горы с великолепным видом на
Сингитский залив. Это греческий идиоритмический
скит, основанный в 1760 году иеромонахом
Сильвестром и монахами Евфраимом и Агапием. Скит
состоит из основанной в то же время церкви (kyriakon)
и 22 калив, большинство из которых в настоящее
время, к сожалению, пусты: в целом здесь проживает
всего 7-8 монахов. Библиотека скита содержит
только печатные книги, среди которых выделяется
несколько палеотипов.
Сегодня Ксенофонтов монастырь занимает
шестнадцатое место в Афонской иерархии
монастырей и является общежительным. В целом
монастырь насчитывает около 60 монахов,
проживающих на его территории и за ее пределами. |