|
СКИТ
СВЯТОГО АПОСТОЛА
АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО
Основание Андреевского скита было положено двумя друзьями,
– выходцами из московской купеческой среды – Василием Толмачевым (1808–1862)
и Василием Вавиловым (1797–1850 ). Имея сильную тягу к монашеству, они
четыре года подвизались в России, в Белобережской Предтеченской пустыни, где
были пострижены в рясофор с именами Виссарион и Варсонофий. Общение с
посещавшими Москву афонскими монахами породило в них стремление на Афон, и,
получив благословение игумена и старцев обители, они навсегда уезжают на
Святую Гору. 3 июня 1829 г. они прибыли в Иверский монастырь для поклонения
главной афонской святыне – иконе Божией Матери «Вратарница».
По прошествии нескольких лет, проведенных в разных келлиях и скитах Афона,
братья решили просить греческие монастыри о выделении им особой келлии для
создания в ней новой обители для великороссов, поскольку в этот период
Пантелеймонов монастырь был заселен преимуществен греками, а в Ильинском
скиту происходили нестроения, связанные с разразившейся там эпидемией чумы и
недовольством братии своими начальниками.
В завещании первого игумена Андреевского скита было сказано, что обитель
создавалась с целью «служить убежищем для земляков – великороссов, желающих
принять монашество в земном жребии Матери Божией, Св. Горе Афонской, поэтому
она да будет предназначена для водворения в нее собственно великороссов,
подобно тому, как малороссы водворены в скиту св. пророка Илии или русские
совместно с греками – в монастыре св. вмч. Пантелеимона».
Имея первоначально скромные намерения, братья неожиданно для себя получили
во владение находившуюся в непосредственной близости от столицы Афона Карей
знаменитую келлию Ватопедского монастыря, называвшуюся «Серай», что в
переводе с турецкого означает – «прекрасный дворец». Название указывало на
дворец константинопольских патриархов, проживавших здесь некогда на покое.
Пришедшая в упадок келлия продавалась, но русские иноки не знали об этом и
не решались интересоваться возможностью приобретения этой первостатейной
ватопедской келлии. Первым указал им на нее афонский юродивый Яни (Иоанн),
грек по национальности, предсказавший в то же время, что эта келлия станет
скитом, сказав: «Вот Серай, скит руссов и москов».
В 1841 г. в пустовавшую и обветшавшую келлию Серай поступило четверо русских
монахов – Виссарион (Толмачев), Варсонофий (Вавилов), Филарет и Иларий.
Русскими насельниками обители был принят общежительный устав материнской для
них Белобережской пустыни. Количество братии быстро росло, и через несколько
лет стали предприниматься уси-лия для преобразования келлии в скит. Первое
официальное прошение было направлено Константинопольскому патриарху в 1845
г. во время посещения Афона великим князем Константином Николаевичем. Однако
лишь в 1849 г. после многих стараний, в том числе и многолетнего ктитора
русских учреждений на христианском Востоке А. Н. Муравьева, посетившего в
августе 1849 г. Серай вместе с российским послом в Османской империи В. П.
Титовым и настоятелем посольской церкви архимандритом Софонией
(Сокольским),1143 – от кириархического Ватопедского монастыря была получена
омология об учреждении в Серае скита, утвержденная затем в Константинополе
патриархом Анфимом. * *
*
Вот как написал об этом бывшем русском
ските Константинос Фаридос в книге «Святая
Гора Афон» (~1999 г.):
«На расстоянии 500 м
северо-западнее Кариеса расположен русский скит св Андрея, который подчиняется монастырю
Ватопед. Скит находится на территории этого
монастыря, на холмистой местности. Соборный храм
скита выполнен в византийском и готическом стиле
и имеет следующие размеры 60 м – длина, 33 – ширина
и 29 – высота. Перед пропилеями храма находится
колокольня с куполом, на котором, как и на куполах
собора имеются позолоченные кресты с
подвешенными к ним золотыми шарами. Храм был
основан в 1867 г. с щедрой помощью российских царей.
В 1958 г. при пожаре был уничтожено западное
крыло. В огне сгорело 20 000 томов книг. В ските
находится чудотворная икона Божией Матери «Тон оливоменон парамитья» (перевода не знаю
– А.
В.). В период с 1863-1879 здесь были исцелены многие
немые и парализованные. Сегодня в ските
проживает только один монах-грек называемый
«просмонариос».
При посещении скита в 1999
году нас с Андреем Ахматьяновым, просто
выставили оттуда. В 2000 году меня «напугали»
тем, что здесь тот самый «просмонариос» не любит
русских и выгоняет с территории. Чтобы всё же
попасть в Соборный храм мне предложили скрыть
свою национальность, от чего я, по гордости,
отказался, отделившись от группы. И всё же
посетил Соборный храм при постоянном
поглядывании на меня того монаха-грека. Люди,
знающие английский, говорили, что он нелестно
отзывался о русских, запустивших этот
великолепный скит. При этом умалчивая, что они
его построили, а запустили потому, что приток
русских монахов из России иссяк в советское
время. И скит перешел во владение Ватопеда именно
потому, что здесь не осталось ни одного русского.
В 2001 году я застал здесь совершенно иную картину.
«Просмонариос» благополучно исчез. Русских
здесь встречают подобающе. Более того(!) здесь уже
по крайней мере два русских послушника. Хотя
монастырь наверное до скончания веков останется
греческим и принадлежащем монастырю Ватопед.
Скит по площади
превосходит многие монастыри и его
величественность не умаляют обветшавшие здания,
которые сегодня ремонтируются и
восстанавливаются Ватопедом.
Справа у входа в соборный
храм на большой мраморной плите изложена история
его основания:
«Сей величественный храмъ заложенъ собственноручно Его
Императорским Высочеством, Великим Князем
Алексеем Александровичем 16 Июня 1867 года, в память
чудеснаго спасения Августейшаго Родителя его,
Благочестивейшаго Господаря Императора
Александра II, от злодейскаго покушения на
священную жизнь Его Величества в Париже 25 Мая 1866
года.
Начало постройки
последовало 4-го Апреля 1881 года при Игумене
Архимандрите Феодорите: въ его Настоятельство
фундаментъ храма доведёнъ съ основания до уровня
земли.
Дальнейшая работа начата 3
Мая 1893 г. при Настоятеле Архимандрите Иосифе и
закончена съ Божиею помощию при немъ же съ
постановкою иконостаса 1 Июля 1889 года.
Торжественное освящение
храма сего совершилось 16 Июня 1900 года въ
Настоятельство тогоже Архимандрита Иосифа съ
братиею о Христе Иисусе.
О свящалъ бывший
Константинопольский святейший Вселенский
Патриархъ Иоакимъ.».
Здесь пребывает лобная часть святой
главы апостола Андрея Первозванного.
* *
* Один из приделов храма посвящен свт.
Иннокентию Иркутскому – святому покровителю И.М. Сибирякова, (русский
предприниматель, благотворитель и меценат, купец 1-й гильдии) который по
принесении в жертву Церкви всего своего имущества удалился от мира, приняв
постриг на Андреевском подворье Петербурга (1896), а затем и схиму в самом
Андреевском скиту с тем же именем Иннокентий. За стенами скита для о.
Иннокентия была построена келья с храмом во имя небесных покровителей его
родителей и его духовного отца – вмц. Варвары, прп. Михаила Клопского и прп.
Давида Солунского.
С именем И. М. Сибирякова связан также храм больничного корпуса
скита, посвященный свт. Иннокентию задолго до появления здесь мецената по
пророческому предсказанию епископа Александра Полтавского, посетившего
Андреевский скит в 1868 г. В ответ на просьбу монахов благословить
возведение храма в честь Казанской иконы Божией Матери Преосвященный владыка
ответил, что надо заложить храм во имя свт. Иннокентия, так как со временем
«Бог пришлет сюда из Сибири благодетеля, соименного сему святителю, и что
этот благодетель выстроит на сей закладке церковь и больницу».
В скиту о. Иннокентий вел себя крайне скромно, ища уединения, а не почета,
который полагался ему как ктитору обители. Даже во время освящения собора,
воздвигнутого на его средства, по его смирению о нем не было упомянуто.
Однако по кончине о. Иннокентия настоятель архимандрит Иосиф с братией
засвидетельствовали миру высоту его духовного подвига. Схимонах Иннокентий
скончался вскоре после освящения скитского собора, 6 ноября 1901 г., в
возрасте 41 года, и был похоронен рядом с основателем скита о. Виссарионом.
В статье, вышедшей в скитском журнале в связи с десятилетием кончины о.
Иннокентия, он был назван «богатырем духа», а жизнь его достойной «Четий-миней».
Мощи его, обретенные по афонской традиции три года спустя, носили признаки
святости; глава схимонаха Иннокентия (Сибирякова) пребывает ныне в отдельном
прекрасном киоте рядом с главами основателей скита.
Использованы:
«История Русского
Православного зарубежьят». Том I.
Русское Православное зарубежье до 1917 г.
Книга 1.
Русское православное присутствие на христианском Востоке. X-нач. XX
в. Приложение «Андреевский скит».
Иные сведения из открытых источников сети
Интернет
и собственные воспоминания. |