Второй внутренний двор. 1999 г.

Главные врата скита. 1999 г.

Вид скита со стороны Кариеса. 2000 г.

Соборный храм. 2001 г.

Соборный храм. 2001 г.

Соборный храм (алтарная часть). 2001 г.

Внутренний вид Соборного храма. 2001 г.

Могила первого игумена и основателя Русского Андреевского общежительного скита иеросхимонаха отца Виссариона, почившего 26 апреля (9 мая) 1862 года на 57 году жизни. На Афоне он провёл 32 года. 2001 г.

Одно из зданий у входа в скит. 2001 г.

Фиал водосвятия. 2001 г.

Один из обветшавших храмов. 2001 г.

Главные врата. Вид со двора. 2001 г.

Во внутреннем дворе. 2001 г.

Во внутреннем дворе. 2001 г.

СКИТ СВЯТОГО АПОСТОЛА
АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО

Основание Андреевского скита было положено двумя друзьями, – выходцами из московской купеческой среды – Василием Толмачевым (1808–1862) и Василием Вавиловым (1797–1850 ). Имея сильную тягу к монашеству, они четыре года подвизались в России, в Белобережской Предтеченской пустыни, где были пострижены в рясофор с именами Виссарион и Варсонофий. Общение с посещавшими Москву афонскими монахами породило в них стремление на Афон, и, получив благословение игумена и старцев обители, они навсегда уезжают на Святую Гору. 3 июня 1829 г. они прибыли в Иверский монастырь для поклонения главной афонской святыне – иконе Божией Матери «Вратарница».

По прошествии нескольких лет, проведенных в разных келлиях и скитах Афона, братья решили просить греческие монастыри о выделении им особой келлии для создания в ней новой обители для великороссов, поскольку в этот период Пантелеймонов монастырь был заселен преимуществен греками, а в Ильинском скиту происходили нестроения, связанные с разразившейся там эпидемией чумы и недовольством братии своими начальниками.

В завещании первого игумена Андреевского скита было сказано, что обитель создавалась с целью «служить убежищем для земляков – великороссов, желающих принять монашество в земном жребии Матери Божией, Св. Горе Афонской, поэтому она да будет предназначена для водворения в нее собственно великороссов, подобно тому, как малороссы водворены в скиту св. пророка Илии или русские совместно с греками – в монастыре св. вмч. Пантелеимона».

Имея первоначально скромные намерения, братья неожиданно для себя получили во владение находившуюся в непосредственной близости от столицы Афона Карей знаменитую келлию Ватопедского монастыря, называвшуюся «Серай», что в переводе с турецкого означает – «прекрасный дворец». Название указывало на дворец константинопольских патриархов, проживавших здесь некогда на покое. Пришедшая в упадок келлия продавалась, но русские иноки не знали об этом и не решались интересоваться возможностью приобретения этой первостатейной ватопедской келлии. Первым указал им на нее афонский юродивый Яни (Иоанн), грек по национальности, предсказавший в то же время, что эта келлия станет скитом, сказав: «Вот Серай, скит руссов и москов».

В 1841 г. в пустовавшую и обветшавшую келлию Серай поступило четверо русских монахов – Виссарион (Толмачев), Варсонофий (Вавилов), Филарет и Иларий. Русскими насельниками обители был принят общежительный устав материнской для них Белобережской пустыни. Количество братии быстро росло, и через несколько лет стали предприниматься уси-лия для преобразования келлии в скит. Первое официальное прошение было направлено Константинопольскому патриарху в 1845 г. во время посещения Афона великим князем Константином Николаевичем. Однако лишь в 1849 г. после многих стараний, в том числе и многолетнего ктитора русских учреждений на христианском Востоке А. Н. Муравьева, посетившего в августе 1849 г. Серай вместе с российским послом в Османской империи В. П. Титовым и настоятелем посольской церкви архимандритом Софонией (Сокольским),1143 – от кириархического Ватопедского монастыря была получена омология об учреждении в Серае скита, утвержденная затем в Константинополе патриархом Анфимом.

*   *   *

   Вот как написал об этом бывшем русском ските Константинос Фаридос в книге «Святая Гора Афон» (~1999 г.):
   «На расстоянии 500 м северо-западнее Кариеса расположен русский скит св Андрея, который подчиняется монастырю Ватопед. Скит находится на территории этого монастыря, на холмистой местности. Соборный храм скита выполнен в византийском и готическом стиле и имеет следующие размеры 60 м – длина, 33 – ширина и 29 – высота. Перед пропилеями храма находится колокольня с куполом, на котором, как и на куполах собора имеются позолоченные кресты с подвешенными к ним золотыми шарами. Храм был основан в 1867 г. с щедрой помощью российских царей.
   В 1958 г. при пожаре был уничтожено западное крыло. В огне сгорело 20 000 томов книг. В ските находится чудотворная икона Божией Матери «Тон оливоменон парамитья» (перевода не знаюА. В.). В период с 1863-1879 здесь были исцелены многие немые и парализованные. Сегодня в ските проживает только один монах-грек называемый «просмонариос».

   При посещении скита в 1999 году нас с Андреем Ахматьяновым, просто выставили оттуда. В 2000 году меня «напугали» тем, что здесь тот самый «просмонариос» не любит русских и выгоняет с территории. Чтобы всё же попасть в Соборный храм мне предложили скрыть свою национальность, от чего я, по гордости, отказался, отделившись от группы. И всё же посетил Соборный храм при постоянном поглядывании на меня того монаха-грека. Люди, знающие английский, говорили, что он нелестно отзывался о русских, запустивших этот великолепный скит. При этом умалчивая, что они его построили, а запустили потому, что приток русских монахов из России иссяк в советское время. И скит перешел во владение Ватопеда именно потому, что здесь не осталось ни одного русского. В 2001 году я застал здесь совершенно иную картину. «Просмонариос» благополучно исчез. Русских здесь встречают подобающе. Более того(!) здесь уже по крайней мере два русских послушника. Хотя монастырь наверное до скончания веков останется греческим и принадлежащем монастырю Ватопед.
   Скит по площади превосходит многие монастыри и его величественность не умаляют обветшавшие здания, которые сегодня ремонтируются и восстанавливаются Ватопедом.
   Справа у входа в соборный храм на большой мраморной плите изложена история его основания:
   «Сей величественный храмъ заложенъ собственноручно Его Императорским Высочеством, Великим Князем Алексеем Александровичем 16 Июня 1867 года, в память чудеснаго спасения Августейшаго Родителя его, Благочестивейшаго Господаря Императора Александра II, от злодейскаго покушения на священную жизнь Его Величества в Париже 25 Мая 1866 года.
   Начало постройки последовало 4-го Апреля 1881 года при Игумене Архимандрите Феодорите: въ его Настоятельство фундаментъ храма доведёнъ съ основания до уровня земли.
   Дальнейшая работа начата 3 Мая 1893 г. при Настоятеле Архимандрите Иосифе и закончена съ Божиею помощию при немъ же съ постановкою иконостаса 1 Июля 1889 года.
   Торжественное освящение храма сего совершилось 16 Июня 1900 года въ Настоятельство тогоже Архимандрита Иосифа съ братиею о Христе Иисусе.
   О свящалъ бывший Константинопольский святейший Вселенский Патриархъ Иоакимъ.».
   Здесь пребывает лобная часть святой главы апостола Андрея Первозванного.

*   *   *

Один из приделов храма посвящен свт. Иннокентию Иркутскому – святому покровителю И.М. Сибирякова, (русский предприниматель, благотворитель и меценат, купец 1-й гильдии) который по принесении в жертву Церкви всего своего имущества удалился от мира, приняв постриг на Андреевском подворье Петербурга (1896), а затем и схиму в самом Андреевском скиту с тем же именем Иннокентий. За стенами скита для о. Иннокентия была построена келья с храмом во имя небесных покровителей его родителей и его духовного отца – вмц. Варвары, прп. Михаила Клопского и прп. Давида Солунского.

С именем И. М. Сибирякова связан также храм больничного корпуса скита, посвященный свт. Иннокентию задолго до появления здесь мецената по пророческому предсказанию епископа Александра Полтавского, посетившего Андреевский скит в 1868 г. В ответ на просьбу монахов благословить возведение храма в честь Казанской иконы Божией Матери Преосвященный владыка ответил, что надо заложить храм во имя свт. Иннокентия, так как со временем «Бог пришлет сюда из Сибири благодетеля, соименного сему святителю, и что этот благодетель выстроит на сей закладке церковь и больницу».

В скиту о. Иннокентий вел себя крайне скромно, ища уединения, а не почета, который полагался ему как ктитору обители. Даже во время освящения собора, воздвигнутого на его средства, по его смирению о нем не было упомянуто. Однако по кончине о. Иннокентия настоятель архимандрит Иосиф с братией засвидетельствовали миру высоту его духовного подвига. Схимонах Иннокентий скончался вскоре после освящения скитского собора, 6 ноября 1901 г., в возрасте 41 года, и был похоронен рядом с основателем скита о. Виссарионом. В статье, вышедшей в скитском журнале в связи с десятилетием кончины о. Иннокентия, он был назван «богатырем духа», а жизнь его достойной «Четий-миней». Мощи его, обретенные по афонской традиции три года спустя, носили признаки святости; глава схимонаха Иннокентия (Сибирякова) пребывает ныне в отдельном прекрасном киоте рядом с главами основателей скита.

Использованы:
«История Русского Православного зарубежьят». Том I.
Русское Православное зарубежье до 1917 г. Книга 1.
Русское православное присутствие на христианском Востоке. X-нач. XX в. Приложение «Андреевский скит».

Иные сведения из открытых источников сети Интернет
 и собственные воспоминания.

  

 

Элементарные знания и практика, таинства, образцы исповедей, молитвы, книги, статьи, жития святых, чудеса, иконы, праздники, стихи, песни, колядки, паломничество, множество фотографий: Святая Земля, Синай, Константинополь, Греция...  Группа
православных сайтов
     

СВЯТАЯ ГОРА
НА ЗАГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ