"Тропинка к храму"

"Афон - земной Удел Божией Матери"

Следующий лист альбома

Фотоальбом АФОН - 1999

Лист шестой: У святого Нила Мироточивого, Кавсокалива, Керасиа, местечко Крест (760 м. над уровнем моря), у святого Василия (13-14 августа).

afon_044.jpg (5882 bytes)

Через два с половиной часа, когда солнце уже нещадно пекло, мы пришли к келье святого Нила Мироточивого. Спускаясь по ступенькам, устроенным на отвесной скале, я старался смотреть только под ноги. Иногда мне это удавалось. Сойдя вниз, мы обнаружили здесь новоустроенную узкую террасу со старой оливой и новопостроенный храм, над ним - келью святого (на снимке), более похожую на ласточкино гнездо, а в конце террасы - место его погребения с иконой, написанной в 1927 или 1928 году.
   Был полдень. Усталость и жара после недавней лёгкой трапезы сделали своё дело: нас сморил сон. Только через час мы занялись осмотром кельи. Поднявшись по толстым дощатым ступеням в убежище святого мы обнаружили здесь храм. И уже сейчас, делая этот материал, я понял, что в этом просторном келейном храме было необычно - здесь не было стасидий! Довольно ровный каменный пол посыпанный тонкой пылью, истлевшие доски иконостаса и более ни-че-го! Даже в "чудошном" храмике святителя Афанасия Афонского, где только одному едва пройти, стояло несколько стасидий, а здесь - нет.
   В келье много надписей и несколько - на русском языке с просьбой молиться за писавших грешников. Две из них, сделанные в начале века, довольно хорошо сохранились и Андрей переписал имена несомненно уже почивших монахов в свой толстый поминальник.
afon_047.jpg (4952 bytes) На снимке: площадка-терраса с оливковым деревом и видом на вершину горы Афон.
afon_048.jpg (6217 bytes) На снимке: вот там, почти на самом верху 140-метровой скалы приютилась келья святого Нила (на маленьком снимке не видно).
afon_049.jpg (6191 bytes)

afon_050.jpg (5466 bytes)

Через полчаса мы снова шли горной тропинкой и вскоре оказались на осыпи. Сверху - скалы, внизу - те же скалы, но разбившиеся в камни. До самого моря. Дойдя до хребта, встретили молодого опрятно одетого схимника. Он шёл, часто отдыхая. Как положено при встрече на тропинке обменялись безмолвными поклонами, но остановились. Монах спрашивал откуда и куда мы идём. Мы коротко ответили "Лавра - Карули". Спросил кто мы и откуда. Ответили. Помолчали. Монах, обведя взглядом окрестности сказал с акцентом, но по-русски: "Сердце хорошо". Уже позднее, вспомнив его бледность, частые остановки и руку у сердца я подумал, что наверное с сердцем-то у него было в тот момент как раз не совсем хорошо.

На снимке: каменная осыпь недалеко от кельи святого Нила.

afon_051.jpg (5650 bytes) К вечеру пришли в скит Кайсокалива. Он расположен у подножья высокой, почти отвесной скалы. Выясняя во сколько завтра будет корабль, мы кое-как уяснили, что его не будет не только завтра, но и послезавтра. Терять время не хотелось, но узнав, что дорога в скит Карули лежит по этой отвесной стене мы всё же решили сходить на пристань. Только напрасно топтали уставшие за день ноги...
afon_052.jpg (5806 bytes)

afon_053.jpg (6520 bytes)

afon_054.jpg (6141 bytes)

afon_055.jpg (7216 bytes)

afon_056.jpg (7154 bytes)

Ранним утром мы начали подъём. То, что вчера казалось непреодолимым, сегодня выглядело просто тропой, которая каменным серпантином убегала вверх. Путь был нелёгким, но и не очень трудным. Указателей здесь нет и мы, спросонок забыв наказ монаха Димитрия из Троице-Сергиевой Лавры креститься у каждого разветвления тропинок, свернули не туда. Зашли на скит и нам сказали, что нужно вернуться назад. Вскоре нам попался ещё один скит. Мы уже уходили, напившись воды и отдохнув, как к нам вышел хозяин. Он предложил кофе (так здесь называют напиток из цикория) и смоквы. Подкрепившись мы пошли дальше и вышли на ровную прогулочную тропинку, которая огибает большой пологий полукруглый склон под раскидистыми кронами субтропических растений.

Через некоторое время мы с Андреем свернули к скиту Керасиа. Он выдавал своё присутствие далеко разносящемся грохотом работающей техники. Здесь шло бурное строительство. Иначе как на вертолёте эти тракторы, бетономешалки и стройматериалы сюда не доставить. Что-то нам не понравилось в этой "музыке" цивилизации. Мы вернулись назад на "прогулочную" тропу и вскоре пришли к Кресту: месту, которое на картах помечено крестом и цифрой высоты 760 м. Здесь перекрёсток тропинок на скит святая Анна, храм Панагия (на вершину Афона), скит Кавсокалива и скит святого Василия.

В скит святого Василия мы шли втроём. К нам пристал наверное бесхозный мулашка. Справа от входа в скит братская усыпальница-костница. Обойдя храм, и решив, что мы здесь одни, устроились на ступеньках трапезничать. Вскоре к нам молча подошёл схимонах в молчаливом поклоне поставил воду в запотевшей литровой пачке из-под какого-то сока, и молча удалился. Пополнив свои бутылочки, остаток отнесли к входу в храм.

После святого Василия очень длинный и крутой спуск вниз к морю. Наша цель - Карули. Местами приходилось просто съезжать, хватаясь за кустарники и рулить посохом. Вышли к красивому и ухоженному храму. Всё аккуратно обложено выточенными плитами, дорожки цементированы. Мы решили, что это и есть Карули. Уж очень трудный спуск. Схимонах, угощавший нас лукумом и водой сказал, что их здесь живут десять человек и что это Катунаки, а Карули здесь рядом, внизу на скале.

"Тропинка к храму"

"Афон - земной Удел Божией Матери"